воскресенье, 28 сентября 2014 г.







развития науки и образования.













Использование компьютерных технологий в формировании
 географических знаний у школьников.


Бекух З.А., Гришина Е.А., 
КубГУ, 2013

        В настоящее время компьютерные технологии проникают в самые разнообразные области человеческой деятельности и начинают определять общий уровень развития общества. В таких условиях современности сфера образования неизбежно претерпевает изменения, а профессия преподавателя обретает принципы тьюторства и предусматривает использование в своей практике новых информационных технологий и альтернативных систем образования. При этом педагог выступает в качестве наставника, подсказчика или идейного вдохновителя, владеющего современными информационными технологиями в сочетании с навыками классического образования. Ведь эффективным является только комплексное использование всех подходов обучения.

       На фоне традиционных средств обучения, которыми в географии по-прежнему являются учебно-методические пособия и атласы, целесообразно использовать и другие разнообразные аудиовизуальные и интерактивные средства обучения. В настоящее время кабинеты географии в школе оснащены современным компьютерным оборудованием: мультимедийными проекторами, интерактивными досками, электронными учебниками и энциклопедиями, тест-программами и др. Такое разнообразие технологий и подходов к обучению требует от учителя тщательной подготовки к уроку и правильное интегрирование информации. При случайной же работе на компьютере интерес к традиционным формам обучения снижается, а также уменьшается познавательная активность и уровень знаний учеников. Очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках географии находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий и мастерства в преподавании предмета.
   С целью повышения эффективности образовательного процесса, был разработан оригинальный комплекс занятий с использованием различных средств обучения, по итогам которого было проведено анкетирование учащихся и последующий анализ полученных знаний. Важным элементом в структуре урока является обязательное использование компьютера как самого популярного средства обучения на уроках географии. Возможности современного ПК огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме. Большинство объектов, изучаемых в школьном курсе географии, в силу их удаленности, больших или малых размеров и редкости, непосредственно могут наблюдаться учащимися. Поэтому значение наглядности для формирования представлений и географических понятий очень велико. Компьютер как универсальное средство сбора, хранения, обработки, обмена и представления информации способен частично заменить некоторые наглядные средства обучения. Компактность хранения информации позволит разместить на одном диске огромное количество текстов, звуковых фрагментов, высококачественных изображений, эпизодов видеофильмов и телепередач. Используя базу данных, учитель может подготовить раздаточный материал, создать мультимедийную учебную презентацию. 
      При подготовке к уроку активно используется программа POWER POINT, с помощью которой можно создать слайды для показа диаграмм, рисунков, схем, фотографий, текста, видео- и      звуковых записей. Этот вид деятельности очень нравится школьникам разных возрастов с 6 по 10 класс. Презентации удобны тем, что при разработке урока отбирается основной материал в нужной последовательности. Например, презентация по теме «Земля и Солнечная система» для 6-ых классов, позволяет показать цикличность вращения планет и суточную и сезонную ритмичность Земли планет. Красочные видеоматериалы о космическом путешествии способствуют развитию фотографической памяти учащихся и усиливает эмоциональный фон обучения. Используя презентацию «Население Земли» в 7-ых классах появляется возможность наглядно продемонстрировать разнообразие человеческих рас и их внешние различие. К тому же в качестве практического задания ученикам предлагается проявить интеллектуальные способности и самостоятельно определить ареалы распространения народов России на карте с помощью магнитных флажков. Такого рода упражнения создают проблемные ситуации, организует поисковую деятельность ребят и учат навыкам работы в коллективе. Подобные проекты можно создавать и для других классов, например, «Географическое положение РФ», «Внутренние воды России» для 8-ых классов, «Природные ресурсы России», «Экономические районы России», «Санкт-Петербург – «вторая столица» России», «Байкал – уникальное творение природы» для 9-ых классов, «Загрязнение окружающей среды», «Зарубежная Европа», «Значение экономики Китая в мировом хозяйстве» для 10-ых классов.
      Так же дети могут реализовать и свои проекты на уроках географии, что позволяет закрепить и углубить знания, повысить познавательную активность и овладеть исследовательскими умениями и навыками. Особый интерес и мотивация учеников наблюдается при подготовке презентаций и изучения родного края. Такие проекты как «Своеобразие рельефа Краснодарского края» и «Добро пожаловать, на Кубань» учащихся 8-ых и 9-ых классов, позволяют более детально рассмотреть физико-географические особенности региона и выявить отличительные черты экономического развития края от других субъектов РФ.
      Хорошим помощником в подготовке урока также стали современные мультимедийные учебники по всем курсам географии. Образовательные программы имеют в своем составе видеофрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора. Интересно представлены в мультимедийных программах природные процессы. Ученики являются свидетелями происходящего на экране извержения вулкана, разрушительного цунами, зарождающегося циклона или же становятся непосредственными составителями синоптических карт, диограмм осадков, и т. д. Очевидными для них становятся различные атмосферные и тектонические процессы, наглядность которых с помощью других дидактических средств очень трудно представить. Таким образом, появляется возможность демонстрировать анимационные схемы, раскрывающие сущность изучаемого явления и сохраняющие его динамичность. На уроках-практикумах учащиеся совершенствуют свои умения в работе с картой, заполняют таблицы, составляют графики и работают с тестовыми программами.
     С целью изучения эффективности проведенного комплекса занятий, было проведено анкетирование 264 учащихся 6-10 классов. При этом выяснялось: наличие и возможность работы с компьютером дома; отношение и интерес к использованию компьютерных технологий при выполнении заданий; восприятие иллюстративного материала. По результатам анкетирования 82% учеников отмечают необходимость использования информационных технологий в учебном процессе. Очевидным является их приоритетность по сравнению с традиционными формами организации учебной деятельности. Ответы учащихся позволяют сделать вывод о том, что происходит определенное изменение мотивации школьников к изучению данного предмета. 
     За время использования специально подготовленного комплекса занятий количество положительных оценок «4» и «5» у учеников 6 – 10 классов увеличилось в 1,4 раза. При этом количество неудовлетворительных оценок сократилось на 12%. Интерес к предмету географии повысился практически у всех учеников, что еще раз доказывает эффективность использования информационных технологий в образовательном процессе.
          Таким образом, комплексное использование разных методов обучения позволяет:
- значительно расширяет иллюстративный материал;
- создавать проблемные ситуации и организовывать поисковую деятельность учащихся.
- усиливать эмоциональный фон обучения;

1 комментарий:

  1. Очень четкая статистика,эта тема актуальна в наше время!5 баллов-молодец!

    ОтветитьУдалить